Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
REDEGE.RU » Главная » Русский язык » Часть B » Задание B8 (ЕГЭ Русский язык)

Задание B8 (ЕГЭ Русский язык)

Автор: admin от 29-04-2012, 22:07

Разбор B8.

Задание:

Вставить в текст на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Чтобы выполнить это задание нужно знать эти термины.

 

Тропы

 

Метафора – переосмысление значение слова на основе сходства явлений или их признаков. | Сравните: медведь (животное), медведь (неуклюжий человек).

Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Волосы, как копна – копна волос.

 

Олицетворение – стилистический приём, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе человека или другого живого существа. | Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась.

 

Сравнение - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

 

Метонимия -  переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи. | А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (связь между местом и людьми, которые находятся в нём). Не то на серебре – на золоте едал (связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен). Читаю Пушкина (связь между книгой и поэтом).

 

Синекдоха - переосмысление значения слова по количественному признаку. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз (француз в значении французской армии).

 

Эпитет – троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Образное определение, придающее речи выразительность. | Тихие долины полны свежей мглой. Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы.

Эпитетом может быть метафора или метонимия. | Вся комната янтарным блеском озарена. ; Гремят раскаты молодые – метафорический эпитет. Идёт-гудёт зеленый шум – метонимический эпитет.

 

Гипербола – образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление. | На столе… арбуз – в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить тридцать пять тысяч одних курьеров. 

 

Литота – выражение, уменьшающее какое-либо явление. | Мальчик с пальчик.

 

Оксюморон  — соединение противоположных по смыслу слов. | Жаркий лёд.

 

Перифраз - оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащем элемент характеристики  подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица. |  Cатиры смелый властелин — Фонвизин.  Создатель жанра высокой комедии — Мольер.  Туманный Альбион — Англия.  Страна восходящего солнца — Япония.

 

Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. |  В басне Крылова в обращении к ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

 

Стилистические фигуры

 

Антитеза—  стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами. | То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

 

Градация — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. | При одном предположении подобного случая вы должны были... испустить ручьи... реки, озёра, океаны слёз!

 

Параллелизм — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей. |

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и молния, и слёзы.

Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.

 

Анафора, или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте. |

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья
И верной правды торжеством...

 

Эпифора — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. |  Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?

 

Инверсия — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи. | Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? ...Время придёт — и будет Россия новая.

 

Бессоюзие и многосоюзие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной. |

Швед. русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

 

Ряд однородных членов.  | Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из
домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над
крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто
идёшь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору.

 

Парцелляция – членение предложения на отдельные смысловые части, либо добавление к предложению части, несущей большую смысловую нагрузку. | Звон будильника. Пора вставать.

 

Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Иль нам с
Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

 

Вопросно-ответная форма изложения – автор задает вопрос и отвечает на него. | Что такое
Интернет? Некое гигантское скопище информации. В него можно «войти», что-то оттуда «скачать» и спокойно «выйти» — забыть о его существовании до следующего раза.

 

Лексические средства выразительности.

 

Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. | Кавалерия — конница; большой — огромный, громадный; бояться — робеть, страшиться; жара — зной.

 

Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению. | Друг — враг, горячий — холодный, убеждать — разубеждать.

 

Историзмы — это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие в наше время предметы и понятия (названия, принадлежащие к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т. д.). | Боярин (высший жалованный сан Московской Руси), камзол (короткая мужская одежда), соха (сельскохозяйственное орудие), алтын (монета достоинством в три копейки). В современном русском языке синонимов к историзмам нет.

 

Архаизмы— это устаревшие синонимы современных слов. | Длань (рука), ланиты (щёки), чело (лоб), выя (шея), перси (грудь), паче (больше), зело (очень), тать (вор, грабитель). Таким образом, архаизмы в отличие от историзмов называют понятия и сейчас существующие, но обозначаемые другими, современными словами.

 

Диалектизмы — слова, употребляемые лишь жителями определённой местности. | Кочет (петух), гуторить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с весенней водой).

 

Термины - слова, употребляемые в различных отраслях знаний для точного определения того или иного понятия. | Поэты «серебряного века» при всем многообразии своих художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцами единого культурного феномена.

 

Просторечные слова - слова, употребляемые в целях сниженной оценки предмета речи. | Шарахнуть - ударить.

 

Фразеологизмы, или фразеологические обороты - устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением. | Работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).

 

Лексический повтор   - повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия. | Моя жизнь — не цепь упущенных возможностей и не время, потраченное напрасно. Это моя жизнь!

 

Дополнительные задания: 

Текст отсутствует, есть только указанные предложения.

 

1. (15)Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали...

(29)И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов.

(13)Как любила учительница своих учеников! (20)Но как она тосковала по этой России!

(17)Она говорила: «У Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить». (22)Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво».

(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы.

 

«Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства, как  _____ (в предложениях 15, 29) и _____ (например, предложения 13, 20), также такой приём, как _____ (в предложениях 17, 22). Искренность и глубина чувства, испытанного Н. Горлановой, когда она читала книгу о Елене Николаевне, показана с помощью такого тропа, как _____

(просветлённые, благодарные слезы в предложении 10)».

 Список терминов:

1)   сравнительный оборот

2)   термин

3)   восклицательные предложения

4)   цитирование

5)   риторический вопрос

6)   эпитет

7)   парцелляция

8)   ряды однородных членов

9)   гипербола

 

2. «(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (б)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»

«(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой».

«(10)Раныие играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон — будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»

(13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран.

(14) Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.(18) Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками?(19) Скорее всего, они из неё просто выросли...(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе.

 

«Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как__________________ (предложения 4—6, 7—9, 10—11), а также такое синтаксическое средство, как______________ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как__________________ («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как ___________________(предложения 18—19, 23—24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению ».

Список терминов:

1)   литота

2)   термин

3)   фразеологизм

4)   цитирование

5)   риторический вопрос

6)   эпитет

7)   парцелляция

8)   ряды однородных членов

9)   вопросно-ответная форма изложения

 

3. (1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта.

(6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности.

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений.

 

«Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как          ______________(предложение 1). Стремясь раскрыть сложные понятия, Б. Бим-Бад прибегает к использованию такого синтаксического средства, как ______ (например, в предложениях 4, 6, 8), а также такого приёма, как _______(в предложении 16).Описывая процесс мышления, автор использует такой троп, как _______(«мучительного спора», «жёсткого требования» в предложении 23)».

Список терминов:

1)   литота

2)   фразеологизм

3)   эпитет

4)   цитирование

5)   противопоставление

6)   восклицательное предложение

7)   парцелляция

8)   ряд однородных членов

9)   вопросно-ответная форма изложения

 

4. (24)Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. (25)Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если тот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами.

(10) Как и все остальные здесь, я тоже не знал никого из этого списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.

(3)Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, а потому слушали его всегда с оживлённым вниманием.

(5) Праведников Г.А., рядовой. (6)Проскурин С.М., рядовой. (7)Пыжов А.С., лейтенант. (8)Рогачёв М.В., мл. сержант. (9)Родионов Н.И., рядовой...

 

«Описывая прошедшую войну, Евгений Носов использует такой приём, как ________ (например, «Это благо, если...» в предложении 24, «Это благо, если...» в предложении 25). Такие тропы, как ______(«имена неотвратимо притягивали к себе» в предложении 10), _______(«с оживлённым вниманием» в предложении 3), и такое синтаксическое средство, как ______ (предложения 5—9), помогают передать чувства героя-рассказчика».

Список терминов:

1)    анафора                                                    6) эпитет

2)     метафора                                                  7) диалектизм

3)     сравнительный оборот                          8) риторический вопрос

4)     назывные предложения                        9) риторическое обращение

5)    литота

 

5. (26) В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (8) Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»). (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.

 

 «Лингвиста А. Кондратова беспокоят изменения, происходящие в современном         языке. Этим обусловлено появление в тексте такого тропа, как _____ («буквы умрут» в предложении 26), в сочетании с таким лексическим средством, как ______ («пиктография», «идеограммы», «буквенно-идеографическое письмо»). ______(в предложениях 8, 9) и ______(«примитивной» — «современной» в предложении 16) помогают автору быть убедительным».

Список терминов:

1)    термины

2)    риторический вопрос

3)    эмоционально-оценочные слова

4)     гипербола

5)    олицетворение

6)     контекстные антонимы

7)    вопросно-ответная форма изложения

8)     сравнительный оборот

9)     вводные слова

 

Ответы:

1) 8, 3, 4, 6

2) 4, 8, 3, 9

3) 4, 8, 5, 3

4) 1, 2, 6, 4

5) 5, 1, 9, 6

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.