Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
REDEGE.RU » Главная » Русский язык » Часть A » Задание А24 (ЕГЭ Русский язык)

Задание А24 (ЕГЭ Русский язык)

Автор: admin от 28-02-2012, 22:28

Разбор А24.

Задание:

Двоеточие, тире.

 

Пример:

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Словарный состав языка постоянно меняется: какие-то слова исчезают, какие-то появляются.

1)   Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2)   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4)   Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

Правильный ответ 3.

 

Чтобы объяснять постановку знаков, нужно знать теорию.

В бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, части которого связаны смыслом и интонационно.

Двоеточие :

Ставится, если

  • Вторая часть имеет значение причины. Для проверки ставим потому что, так как. | Печален я: со мною друга нет (Печален я, так как со мною друга нет).
  • Вторая часть имеет значение пояснения. Для проверки ставим а именно. | Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики (Степь весело пестреет цветами, а именно  ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики).
  • Вторая часть имеет значение дополнения. | Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Павел чувствует, как чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти). Иногда в первом предложении опускаются слова и увидели услышал и почувствовал и т.д. | Ивлев поглядел кругом: погода поскучнела, со всех сторон натянуло линючих туч, и уже накрапывало » Ивлев поглядел кругом и увидел: погода поскучнела, со всех сторон натянуло линючих туч, и уже накрапывало » Ивлев поглядел кругом и увидел, что погода поскучнела, со всех сторон натянуло линючих туч, и уже накрапывало.

 

 

Тире –

Ставится,

  • Если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия. | Проснулся – пять станций убежало назад. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 
  • Если в предложении содержится противопоставление. | Одно полено не горит и в печи – два полена не гаснут и в поле (Одно полено не горит в печи, а два полена не гаснут  и в поле). 
  • Если первое предложение обозначает время или условие совершения действия. | Лес рубят – щепки летят (Когда лес рубят, щепки летят). Назвался груздем – полезай в кузов (Если назвался груздем, полезай в кузов). 
  • Если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом. | Молвит слово – соловей поёт (Молвит слово, как соловей поёт). 
  • Если второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом. | Солнце дымное встаёт – будет день горячий (Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) будет день горячий). 

 

В предложениях с однородными членами.

Однородные члены и обобщающее слово должны быть одной частью речи.

 

Двоеточие :

  • После обобщающего слова, перед однородными членами. | Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот. Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т.д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов. | В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок (игрушек – обобщающее, как-то – союз, уточек … брызгалок – однородные члены).

Тире –

  • После однородных членов, перед обобщающим словом. | Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжелого и беспокойного свойства. 

Двоеточие и тире

  • После обобщающего слова и однородных членов, если предложение продолжается. | Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки. 

 

Дополнительные задания:

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Но среди манящей глаз природы Крыма сердце Васильева тосковало по родным местам: по зелёным лугам, по разбитым просёлочным дорогам, по рыжим осенним перелескам.

1)   Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2)   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4)   Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

 

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Всё в этом необычном человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных, сдержанных движениях.

1)   Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2)    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4)   Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

 

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На полотнах А.Г. Венецианова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафонкова: девочка с телёнком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея.

1)   Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2)   Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3)   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4)   Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

 

4. Как объяснить постановку тире в данном предложе­нии?

Он неудачно прыгнул — волна накрыла его голову.

1)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в пер­вой части.

2)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

3)      Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

 

5. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Отец брал меня на руки — с высоты его роста я видел поля, знакомую речку, опушку зеленого леса.

1)      Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем гово­рится во второй части.

2)      Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в пер­вой части.

4)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

 

Ответы:

1)    2

2)    2

3)    3

4)    2

5)    1

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.