Разбор B3.
Задание:
Определение типа подчинительной связи в словосочетании.
Пример:
Определите тип подчинительной связи в словосочетании СНОВА ПИСАЛИ.
Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали...
Правильный ответ примыкание (зависимое слово снова не изменяется).
Существует три типа подчинительной связи.
Согласование.
Тип связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Чаще всего зависимое слово – прилагательное, причастие, местоимение, порядковые числительные.
Главное – существительное.
|Новая люстра (люстра – главное).
Управление.
Тип связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже при глаголе.
Чаще всего зависимое слово – существительное, местоимение, причастие.
Главное – глагол, существительное.
|Взял фонарь (взял – главное, фонарь - в.п.). Падеж останется в слове фонарь при изменении формы главного слова (возьми фонарь, возьму фонарь).
Сеть магазинов (сеть – главное, магазинов – р.п.).
Примыкание.
Тип связи, при котором главное и зависимое связаны только по смыслу. Зависимое слово не изменяется.
Зависимое слово – наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие, притяжательные
местоимения 3-го лица.
Главное – самостоятельная часть речи, кроме числительного.
|Уехал (куда?) учиться (уехал – главное), сделал (как?) нарочно (сделал – главное), ее (чья?)
книга (книга – главное).
Нужно отличать подчинительный тип от сочинительного. При сочинении между собой связаны независимые друг от друга синтаксически равноправные слова и предложения. Примером является основа предложения (подлежащее и сказуемое), они не являются словосочетаниями. | Плеер проигрывает мою любимую песню (плеер проигрывает не является словосочетанием).
Алгоритм выполнения:
1) определить главное слово в словосочетании;
2) поставить вопрос к зависимому слову (при этом нужно обратить внимание на морфологическую характеристику слова, а не определять его синтаксическую функцию в предложении);
3) по морфологической характеристике зависимого слова определить вид подчинительной связи.
Дополнительные задания.
1. Из предложений выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора.
2. Из предложений выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии.
3. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...
4. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НЕЧТО НЕОБХОДИМОЕ.
А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям?
5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании КОТОРЫХ НАЗЫВАЛ.
Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.
Ответы:
1) Подобные жалобы
2) Все разновидности
3) Вовремя уехал
4) Согласование
5) Управление